ABA-коррекция

Коррекция методами ABA-терапии позволяет работать со сложными случаями нарушения эмоционально-волевой сферы, в том числе при развитии ребенка по аутистическому типу. Упор на занятиях делается на структурированное обучение, развитие и решении индивидуальных проблем ребенка.

Сегодня поведенческая коррекция методом прикладного анализа поведения ABA (Applied Behavior Analysis) является одним из наиболее эффективных способов помощи ребенку с особенностями поведения. Благодаря методу развиваются навыки общения и понимания речи, и ребенок может адаптироваться к жизни в социуме на максимально возможном для него уровне.

Метод АВА впервые применил доктор Ивар Ловаас и его коллеги из Калифорнийского университета в Лос Анджелесе в середине XX века. В основе лежит идея, что любое поведение человека влечет за собой последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие разбиваются на мелкие блоки-действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале ABA-терапевта большое количество различных методик:
• безошибочное обучение;
• обучение отдельными блоками;
• использование метода подсказок;
• положительное подкрепление;
• система жетонов, визуальной поддержки и др. (всего более 100).

Программа коррекции разрабатывается индивидуально. На основе тестирования по VB-MAPP (во время которого проходит оценка уровня развития ребенка, установление контакта, тестирование мотивационных стимулов). Количество сеансов зависит от ребенка. В среднем занимает от 2 до 4 сеансов. Продолжительность одного сеанса – 1 час.

Длительность курса по АВА-программе определяется индивидуально. Продолжительность каждого занятия — 2 часа 2 раза в неделю. В конце каждого занятия проводится 15-минутная беседа о ходе коррекции с родителем ребенка. Только при условии таких интенсивных сессий можно рассчитывать на успех.

Во время занятий педагог постоянно фиксириует данные. Заносит в таблицы результаты по каждой пробе упражнения. После занятия — подсчитывает процент правильных реакций. При достижении ребенком критерия успешности программы обновляются, часть заданий уходит на повторение и обобщение.
Родители имеют доступ к таблицам с записями и могут наглядно видеть динамику успеваемости своего ребенка. Очень важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой частью команды, работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.