Задержка психоречевого и психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это отставание развития ребенка от установленных возрастных норм.
ЗПР – диагноз, затрагивающий познавательные функции: способность мыслить, запоминать, функции эмоциональной сферы. ЗПР часто называют «умственное развитие».
Диагноз ставится неврологом, а работа по устранению нарушения проводится коррекционными специалистами — логопедом-дефектологом и нейропсихологом.
Как у любого нарушения, у ЗПР существует ряд симптомов. У ребенка с ЗПР страдает вербальный канал восприятия, зато хорошо развит визуальный.
Нередко ЗПР сопровождается дефицитом внимания, пониженной мыслительной активностью, избирательным запоминанием информации, нарушением образного мышления и, как следствие, ограниченным словарным запасом, задержкой речевого развития, дислалией, дислексией и дисграфией. Если к задержке психического развития добавляется задержка речевого развития, то ставится задержка психоречевого развития.
Причины ЗПР делятся на органические и социально-психологические:
Органические факторы возникновения предпосылок к ЗПР:
- сложный внутриутробный период развития ребенка: курение или употребление алкоголя/наркотиков матерью во время беременности, инфекции или травмы;
- преждевременные роды;
- гипоксия плода;
- наследственные заболевания;
- синдром Дауна;
- инфекционные заболевания (менингит, энцефалит и т.д.);
- нарушения кровообращения;
- порок органов чувств – нарушение зрения, слуха;
- энцефалопатия и ПЭП;
- очаговые поражения мозга;
- малая мозговая дисфункция (ММД).
Социально-психологические факторы:
- психологические травмы,
- неблагоприятные условия жизни,
- педагогическая запущенность,
- недостаточное внимание родителей ребенку (маленький пассивный словарный запас, недостаток общения, чтения вслух родителями, познавательных игр).