Какие есть коррекционные методы лечения аутизма?

Большинство родителей, после того, как узнают, что у их ребенка РАС, не знают что делать дальше. Что делать и какие коррекционные методы лечения использовать?
Большинство семей после постановки диагноза ребенку - аутизм (ранний детский аутизм, расстройство аутистического спектра) сталкиваются с непониманием своих дальнейших действий в плане лечения этого сложного заболевания. Зачастую родители остаются наедине со своими страхами и вопросами, на которые никто не может дать четкие ответы. В этой статье вместе с Анастасией Краминовой, основателем сети логопедических центров «Детская академия речи» (ДАР), специализирующихся, в том числе на оказании помощи детям с аутизмом, мы обсудим наиболее эффективные коррекционные методы лечения, позволяющие получить максимальные результаты.
Аутизм представляет собой тяжелое комплексное нарушение психического развития, проявляющееся прежде всего в низкой способности к общению, социальной дезадаптации, а также сопровождающееся стереотипиями (многократно повторяющимися движениями, действиями) и нежелательным деструктивным поведением (негативизм, крики, агрессия и аутоагрессия, самоповреждение и др.). Без профессиональной коррекционной помощи в данном случае не обойтись.
Безусловно, лечебный и коррекционный процесс достаточно сложен, длителен и трудоемок для родителей, что зачастую влечет за собой их физическое и психологическое истощение. Несмотря на то, что спрос на услуги по коррекции расстройств аутистического спектра многократно превышает предложение, семьям стоит в обязательном порядке обращаться к профессионалам с целью подбора наиболее оптимальных коррекционных методов лечения.
Многолетний опыт работы сети логопедических центров «Детская академия речи» (ДАР) свидетельствует о том, что основной целью коррекционной работы должно быть достижение максимально свободной и независимой жизни для ребенка с аутизмом, что на практике означает обучение эффективному коммуникационному взаимодействию, а также социально значимым навыкам. Специалистами ДАР используется комплексное вмешательство, предусматривающее сочетание медицинских (назначенных врачом неврологом), коррекционных и аппаратных методов лечения.
Эффективная коррекция детского аутизма должна в обязательном порядке включать следующие направления:
- речевое и коммуникативное развитие (общение и социальное взаимодействие);
- нейрокоррекция (сенсорная интеграция);
- коррекция социально неприемлемого поведения;
- работа по индивидуальной программе формирования жизненно необходимых навыков;
- коррекция избирательного пищевого поведения (безглютеновая и безказеиновая диета).
Стоит отметить, что единые подходы к коррекции не могут быть применены ко всем детям, страдающим аутизмом. Коррекционные методы лечения должны подбираться индивидуально с учетом:
- структуры дефекта (в зависимости от того, какие нарушения преобладают – интеллектуальные, эмоциональные или коммуникативные);
- возраста ребенка на момент старта коррекционной помощи. При этом, на практике мы зачастую сталкиваемся с такой ситуацией: аффективное развитие малыша соответствует 2-3 месяцам от рождения, речевое развитие –1 году, зрительное восприятие соответствует развитию 4-х летнего ребенка, моторное развитие – 3-х летнему, тогда как физический возраст, например, 5 лет;
- социальной ситуации развития ребенка. Подбирая коррекционные методы лечения, специалисты должны учитывать потенциальные и реальные возможности будущей социальной адаптации малыша в семье и за ее пределами. В этом плане достаточно значимым является позиция родителей в отношении малыша, а также их реальная готовность к взаимному сотрудничеству и полноценному включению в коррекционный процесс.
Накопленный опыт коррекционной работы специалистов сети логопедических центров «ДАР» позволяет обобщить самые эффективные направления борьбы с симптомами аутизма.
1. Занятия с логопедом-дефектологом направлены на коррекцию речевого и познавательного развития особого малыша. В лечении аутизма особое место с точки зрения действенности и результативности занимает игровая логопедия. Она представляет собой нетрадиционный системный подход к формированию и развитию речевых навыков, ориентированный прежде всего на мотивацию ребенка и его ведущий вид деятельности – игру. Во время коррекционных занятий работа специалиста направлена на развитие всех психических процессов и функций детского организма, включая эмоции, мотивацию, движения, восприятие, тактильные ощущения и пр.
2. Занятия с нейропсихологом помогут выявить индивидуальные особенности развития и скорректировать ключевые психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, моторика).
3. Нейрореабилитация, представляющая собой комплексную коррекционную программу для устранения нарушений в развитии речи и поведении, в основе которой лежат не стандартизированные нормативы и шаблоны медикаментозного лечения, а коррекция и реабилитация, основывающиеся на результатах комплексного медицинского обследования.
Например, в наших центрах мы прежде всего исходим из того, что у каждого ребенка может быть отличающаяся структура дефекта и абсолютно разные социальные условия жизни. Наши специалисты никогда не назначат растормаживающий «пантогам» или «когитум» малышу, не посещающему занятия с логопедом-дефектологом. Потому что именно в этой ситуации действие препарата просто «уходит» в бег, прыжки, физическую активность, а иногда и в гипервозбудимость. Также абсолютно бессмысленно ждать положительных результатов, если с особым малышом раз в неделю на дому занимается логопед или, например, в детском саду проводятся групповые занятия по 15 минут.
4. Метод Томатис применяется с целью улучшения способности головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух. Про эффективность данного инновационного метода можно почитать здесь.
5. Мозжечковая стимуляция Balametrics представляет собой комплекс специальных упражнений с помощью балансировочной доски, способствующих правильной обработке информации, полученной мозгом от органов чувств. О том, какие проблемы решает мозжечковая стимуляция Balametrics, можно прочитать здесь.
6. Программы для занятий дома. Немаловажную роль в лечении аутизма имеют занятия, выполняемые дома в соответствии с индивидуальной программой, разработанной коррекционным специалистом. Для сохранения результатов, полученных благодаря занятиям с логопедом-дефектологом и нейропсихологом.
7. Физиотерапевртическое лечение.
Получить консультацию в специализированном логопедическом центре «Детская академия речи» в Москве можно по телефону +7 (495) 292-32-60. Мы знаем, как Вам помочь!
Ссылки:
https://www.logoakademia.ru/parents/zagovorit-li-rebenok-s-autizmom/
https://www.logoakademia.ru/parents/zapusk_rechi_dlya-detey-s-osobennostyami-povedeniya/
Заказать консультацию
