Сможет ли разговаривать ребенок с аутизмом?

Родители, имеющие детей с аутизмом, больше всего обеспокоены самым сложным вопросом: заговорит их ребенок или нет. В сети Интернет можно найти разные теории по этому поводу, а также наткнуться на различные центры речевой терапии, обещающие стремительные положительные результаты и долгосрочный эффект. В этой статье вместе с коррекционными специалистами сети детских логопедических центров «Детская академия речи» (ДАР) мы постараемся найти честный ответ на этот вопрос.
Однозначно ответить, заговорит ли ребенок с аутизмом, невозможно. Необходимо учитывать разные факторы: возраст, начальный уровень сформированности речевых навыков, индивидуальные психологические и физиологические особенности, а также патогенез заболевания.
Аутизм – это гетерохронное заболевание, проявляющееся различными видами аутистического спектра. В среднем, говорить о высоких шансах формирования и развития речи можно в отношении ребенка:
● с первичным аутизмом, являющимся генетически обусловленным (ранний детский аутизм);
● у которого аутистический спектр – это не следствие иных заболеваний центральной нервной системы и не проявление аутистического спектра частично;
● с системным недоразвитием речи;
● с сохранными высшими психическими функциями (память, внимание, мышление, воображение, речь).
Если у ребенка с аутизмом не была сформирована речь, то можно говорить о первых словах, которые могут появиться уже после 3-4 недель курса-интенсива. По опыту сети логоцентров «Детская академия речи» после начала обучения по программе «Запуск речи» именно за 3-4 недели могут быть достигнуты первые результаты. Иногда это может быть, например, переход от вокализации, то есть когда ребенок тянет гласный, как будто напевая, к простым слогам или даже словам с одним или двумя слогами: «мама», «папа», «дай», «беги».
Если у ребенка с аутизмом на момент начала коррекционного процесса была минимальная речь в виде номинативов (существительных), когда он называет предметы или использует местоимение «мне», то тогда можно говорить о том, что спустя 3-4 недели возможно получить первые простые фразы: «мама, дай пить», «мама, хочу есть», «мама, пойдем» и т.д.
Таким образом, можно констатировать факт, что у ребенка с неглубоким расстройством аутистического спектра, возможно проявление существенных результатов в речевом развитии ориентировочно в конце первого месяца занятий. Если малыш обращается в логоцентр со сформированной слоговой структурой и минимальной фразовой речью, то реализация индивидуального коррекционно-развивающего маршрута позволит получить более осознанную речь.
Стоит обратить внимание на то, что ребенок с аутизмом может неплохо разговаривать, но с помощью эхолалии. Такое неконтролируемое автоматическое повторение слов, фраз или предложений, произнесенных другим человеком, специфично для детей с поведенческими нарушениями, аутистическим спектром, СДВГ. Вроде бы ребенок говорит, но он не понимает содержание сказанного. В данном случае сложно ответить, как быстро малыш заговорит. В первую очередь это связано с патогенезом самого заболевания, причиной и антогенезом эхолалий, структурой самого дефекта. По практике сети логоцентров «ДАР» устранение эхолалии может занять от полугода до года.
Если говорить о результативности запуска речи у детей с аутизмом в цифрах, то приведем собственные наблюдения:
● в 40% случаев при нетяжелых нарушениях аутистического спектра через 3-4 недели реально получить ощутимый, видимый результат;
● 40% детей необходимо полгода для стартового запуска речи;
● 20% детей имеют такой патогенез нарушения, причину и саму типологию аутизма, при которых речь будет недостижима.
В последнем случае примерно через месяц-полтора интенсивных занятий с более высокой долей вероятности можно будет предположить, что видимых результатов уже не достигнуть. Тогда специалистами совместно с родителями будет реализовываться индивидуальный коррекционно-реабилитационный маршрут с применением карточек PECS для обеспечения социальной адаптации ребенка. Однако стоит понять, что в начале должны быть сформированы хотя бы в минимальном объеме высшие психические функции, необходимые для мотивации малыша к установлению социального контакта и общению с применением карточек или даже без них.
Отвечая на вопрос, заговорит ли ребенок с аутизмом, стоит принимать во внимание и его возраст. Учитывая лабильность психики возраст до 5-5,5 лет является самым сензитивным периодом для эффективных занятий в психиатрическом, неврологическом, медикаментозном и физиотерапевтическом плане. Если к шести годам в логоцентр обратится ребенок с аутизмом, у которого выражена вокализация или речь представлена только существительными с короткой слоговой структурой, то шансы по развитию речи снижаются в геометрической прогрессии. И действительно, к 7-8 годам единственным вариантом общения для неговорящих детей остаются карточки PECS.
Коррекционными специалистами сети логопедических центров «Детская академия речи» накоплен опыт по запуску речи у детей с расстройством аутистического спектра, ранним детским аутизмом на основе авторской запатентованной методики и комплексного подхода. Смотрите результаты запуска речи у наших маленьких клиентов на канале Ютьюб.
Получить консультацию можно по телефону +7 (499) 292-32-60.
Заказать консультацию
