Запуск речи для детей с особенностями поведения
У детей с особенностями поведения, также, как и у детей с ЗПР и ЗПРР, наблюдаются речевые проблемы. О том, как эффективно запустить речь и на что при этом нужно делать акцент мы поговорим с коррекционными специалистами сети логопедических центров «Детская академия речи» (ДАР).
Что важно при запуске речи?
Речь и поведение идут в параллели.
Дети с речевыми и поведенческими нарушениями нуждаются в комплексном подходе. Так как необходима работа не только над запуском и развитием речи, но и над развитием когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы.
Специалисты Детской академии речи имеют многолетнюю успешную практику коррекции речевых нарушений у детей с поведенческими расстройствами. Рассмотрим более подробно важные составляющие эффективного реабилитационного процесса по опыту сети логоцентров ДАР.
Что включает в себя такая работа.
1. Командная работа специалистов. Запуск речи у ребенка с особенностями поведения требует совместной работы детского невролога, логопеда-дефектолога, нейропсихолога. Только в этом случае реабилитационный процесс будет максимально действенным.Детский невролог. Детям с особенностями поведения рекомендовано наблюдение у невролога. В зависимости от индивидуальных особенностей врач назначает медикаментозное лечение. В случае необходимости снижения нагрузки на детский организм от приема препаратов детский невролог назначит коррекционные занятия с нейропсихологом или физиопроцедуры.
Логопед-дефектолог. Над коррекцией познавательной и речевой сфер работает логопед-дефектолог, предварительно разработав индивидуальную коррекционную программу с учетом педагогического, психологического, медицинского, социального статуса особого ребенка, его индивидуальных поведенческих особенностей и режима дня. Специалистами ДАР отмечается необходимость особого упора на дефектологические занятия. Учитывая отсутствие внутреннего импульса использования устной речи как инструмента коммуникации, познавательные функции ребенка приостанавливаются в развитии либо начинают «запаздывать», что в конечном итоге негативно влияет на полноценное развитие интеллектуальной сферы малыша. Именно на устранение этого разрыва направлены занятия с дефектологом.
Нейропсихолог. Занятия с нейропсихологом чрезвычайно важны для детей с особенностями поведения, так как именно они способствуют развитию высших психических функций (речь, внимание, моторика, мышление, восприятие, память). Нейропсихолог посредством диагностического обследования призван помочь выявить особенности развития маленького пациента и причины сложностей в поведении, воспитании, обучении. Занятия с нейропсихологом включают работу над развитием мелкой и крупной моторики ребенка в специально созданной и оснащенной сенсорной среде. Это позволяет особому малышу быстрее адаптироваться в окружающей обстановке, хорошо освоиться, привыкнуть и создать атмосферу максимального доверия, что в свою очередь повышает качество восприятия материала. Стоит заметить, что в логоцентрах «ДАР» первая неделя логопедических занятий предусматривает игровой подход в сенсорном пространстве.
2. Мозжечковая стимуляция по программе Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics (Баламетрикс). Специалистами логоцентров «ДАР» в программу по запуску речи у детей с особенностями поведения включаются занятия Баламетрикс, способствующие развитию межполушарного взаимодействия, крупной моторики и стимуляции работы головного мозга.
Учитывая повышенную утомляемость ребят с серьезными органическими нарушениями профессионалы логоцентров «ДАР» реализуют индивидуальные коррекционные программы исключительно на современном оборудовании. Достаточно продуманная конструкция тренажеров, тщательно разработанная и апробированная методика проведения занятий, позволяющих стимулировать одновременно несколько сфер, способствуют сокращению продолжительности занятий при тоже же уровне эффективности. О результативности этого способа можно прочитать ЗДЕСЬ.3. Домашняя работа. Немаловажным фактором эффективного запуска речи является и своевременное и качественное выполнение домашней работы. Регулярное выполнение заданий, а также повышенное внимание близких к ежедневному полноценному развитию ребенка с особенностями поведения позволит усилить реабилитационный и коррекционный эффект.
Результативность: опыт Детской академии речи
Опыт реализации реабилитационных и коррекционных программ по запуску речи у детей с особенностями поведения в логоцентрах Детской академии речи позволяет говорить о положительных результатах. Во-первых, по завершению курса в несколько раз увеличивается объем активного и пассивного словаря ребенка. В речи особого ребенка появляются простые слова и односложные предложения. Как правило, через две-три недели после прохождения курса в речевом развитии начинает происходить внезапный резкий скачок. Интенсивность и периодичность занятий с логопедом-дефектологом и нейропсихологом может быть снижена. При этом для поддержания достигнутого результата очень важно продолжать закреплять приобретённые навыки в домашних условиях. Спустя три-четыре месяца специалисты рекомендуют пройти курс повторно.В многолетней практике Детской академии речи благодаря опытности и экспертности специалистов не было ни одного маленького пациента с неосложненной задержкой развития речи при поведенческих нарушениях, который не имел бы положительных результатов по завершении курса-интенсива. Наиболее эффективно речь запускается у особых детей, родители которых всецело поддерживают их дома, на занятиях, стараются стимулировать и мотивировать малышей с особенностями поведения, даже если им очень трудно и они пытаются сопротивляться всему новому.
Ознакомиться с результатами коррекционных занятий можно на нашем канале в Youtube. Получить консультацию в специализированном логопедическом центре «Детская академия речи» в Москве можно по телефону +7 (499) 292-32-60.