Дисграфия и дислексия: как повысить школьную успеваемость?
Ребенок в школе пишет с ошибками или читает медленнее других? Конечно, все дети разные: одни с первого класса быстро читают, правильно и красиво пишут, другие в этом же возрасте испытывают серьезные трудности с чтением и письмом. И скорее всего, это не связано с ленью или индивидуальными способностями малыша. Возможно у вашего ребенка дислексия и дисграфия? Как понять? Каким образом можно повысить школьную успеваемость? Ответы на эти вопросы нам помогут получить специалисты логопедического центра «Детская академия речи».
Для справки!
-
у 10-40% детей диагностируются дислексия и дисграфия;
-
для детей в возрасте четырех-пяти лет «коверканье» слов считается нормой, а дислексия диагностируется после семи лет;
-
дислексия и дисграфия чаще диагностируются у мальчиков;
-
дислексия и дисграфия могут встречаться у детей без сложной органической патологии с сохранным интеллектом, слухом, зрением;
-
в 75% случаев дислексия и дисграфия диагностируются в сочетании друг с другом;
-
эффективность коррекционной работы зависит от своевременности диагностики:
- до начала школьного обучения: в 80-85% случаев ребенок освоит навыки чтения и письма;
- в первом и втором классах: у 70% учеников возможен успех;
- после начала обучения в старших классах: только у 30-40% детей нормализуются навыки чтения и письма. В остальных случаях необходимы длительные курсы коррекционных занятий.
Что такое дислексия и дисграфия?
Дислексия – нарушение способности быстро и правильно читать, понимать и запоминать написанный текст.
Дисграфия – нарушение письма, сопровождающееся искажением слогов, заменой или перестановкой букв, пропусками, слиянием слов.Почему возникают дисграфия и дислексия?
В настоящее время ученые и врачи не пришли к единому мнению по поводу причин возникновения дисграфии и дислексии. Однако, многочисленные исследования показывают, что данные нарушения могут быть обусловлены внутренними, в том числе генетическими, и внешними (социальными, окружающими) факторами.
Внутренние факторы:
-
генетические факторы: более высокая предрасположенность у детей, у которых в семье ранее были диагностированы случаи дислексии или дисграфии;
-
неадекватная активация областей головного мозга, отвечающих за обработку языка, плохая координация движений, низкий уровень мелкой и крупной моторики;
-
нарушения развития головного мозга на различных этапах взросления ребенка;
-
латерализация, асимметрия двух полушарий головного мозга;
-
сложности с ориентацией в пространстве;
-
неправильное произношение звуков и слов;
-
патологии, возникающие во время беременности или связанные с травмами плода;
-
неправильно сформированные навыки зрительного анализа;
-
соматические болезни;
-
функциональные нарушения слуха или зрения.
Внешние факторы:
-
низкая психологическая готовность ребенка при раннем обучении письму и чтению;
-
недостаточная стимуляция и развитие мозга ребенка в раннем детстве;
-
низкое качество образовательного процесса в школе;
-
низкий уровень компетентности учителей;
-
недостаточная личностная поддержка;
-
завышенные требования к ребенку;
-
быстрый темп обучения;
-
недостаточная работа над интеллектуальным развитием ребенка;
-
недостаточное количество речевых и социальных контактов.
Кто находится в группе риска по дислексии и дисграфии?
Группа риска по дислексии и дисграфии – это дети, которые:
-
имеют речевые и психоречевые задержки развития.
-
растут в семьях, в которых родители разговаривают на разных языках (двуязычные семьи);
-
пошли в первый класс раньше времени и начали изучать иностранный язык;
-
нечетко произносят звуки с достаточно вялой артикуляцией;
-
не владеют развитой речью и при этом не посещают коррекционные занятия с логопедом;
-
пишут левой рукой;
-
имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности;
Первые симптомы дислексии и дисграфии
Первые симптомы дислексии:
-
«перевернутые слова» при чтении: перестановки букв местами или их пропуск: «мякий» вместо «мягкий», «цевток» вместо «цветок», «крастюля» вместо «кастрюля»;
-
недочитывание слова, пропуск слогов: например, «кури» вместо «курица», «моко» вместо «молоко», «кандаш» вместо «карандаш»;
-
додумывание окончаний слова: «мяч желтая», хотя в тексте «мяч желтый»;
-
длительные попытки вспомнить конкретную букву: ребенок долго не может соотнести написанную букву со звуком;
-
грамматически неверно построенные предложения;
-
замена букв, схожих визуально или по звучанию;
-
во время чтения ребенок не понимает содержание предложений, кто и что сделал, каким был описанный объект и так далее;
-
снижение скорости чтения;
-
угадывающее чтение.
Первые симптомы дисграфии:
-
пропуск букв, гласных, согласных: «кш» вместо «каша», «ыба» вместо «рыба»;
-
недописывание слов: вместо «мягкий» будет «мягк»;
-
ошибки в согласованиях слов;
-
замены букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки (б-п, с-ш, о-у и др.);
-
трудности обозначения оптически и графически сходных букв (п-т, б-д, и-у и др.);
-
зеркальное письмо;
-
грамматические ошибки;
-
отсутствие границ слова и предложения.
Какими могут быть последствия дисграфии и дислексии?
Возможные последствия дисграфии и дислексии:
-
затруднения в использовании чтения и письма для освоения всех школьных предметов, предполагающих работу с текстовым материалом;
-
нарушение процесса регуляции деятельности;
-
нарушения восприятия, памяти, внимания;
-
снижение мотивации, школьной адаптации и социализации;
-
снижение школьной успеваемости.
Как повысить школьную успеваемость при дислексии и дисграфии?
Дислексия и дисграфия не проходят сами собой и не устраняются за счет применения обычных педагогических методик. Детям с нарушениями чтения и письма необходима специальная коррекционная помощь.
Многолетний опыт логопедического центра «Детская академия речи» позволяет сделать вывод о том, что для повышения успеваемости в школе детей с дислексией и дисграфией необходима комплексная работа, включающая коррекционные занятия с:
-
нейролингвистом;
-
логопедом-дефектологом;
-
нейропсихологом.
Занятия с нейролингвистом
Нейролингвистика – современная наука, находящаяся на стыке неврологии, психологии и лингвистики. Нейролингвист:
-
изучает речевые механизмы и помогает ребенку развить важные для школьного обучения качества, такие как внимательность, сосредоточенность, интерес и мотивация к учебе;
-
учит ребенка учиться;
-
выясняет, как и с помощью каких внутренних ресурсов мозг ребенка успешно усваивает поступающую информацию;
-
улучшает душевное и психологическое состояние ребенка через улучшение навыков чтения и письма;
-
на коррекционных занятиях формирует у ребенка навыки письма и чтения, почерк, объем слуховой и зрительной памяти, умение подмечать и исправлять ошибки.
Занятия с логопедом-дефектологом
Логопед-дефектолог осуществляет коррекцию познавательной и речевой сферы ребенка:
- выстраивает индивидуальный план работы с каждым ребенком;
-
корректирует звукопроизношение ребенка, используя игры и пособия, направленные на развитие памяти, внимания, мышления.
Занятия с нейропсихологом
Нейропсихологическая работа направлена на перестройку и компенсацию нарушенных функций мозга, посредством которых обеспечивается регуляция разных видов деятельности и поведения ребенка с дислексией и дисграфией.
Нейропсихолог:
-
определяет, каким образом работает мозг ребенка, как организованы психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, моторика);
-
помогает выявить особенности развития ребенка и причины возможных трудностей в поведении и учебе;
-
составляет индивидуальную программу нейропсихологической помощи ребенку;
-
проводит тренировки зрительной и слуховой памяти, по развитию пространственного мышления, тренировки координации движений, по улучшению концентрации внимания, тренировки логического мышления;
-
использует компьютерные программы, специально разработанные для коррекции дислексии и дисграфии;
-
комплексно воздействует на двигательные функции и когнитивные способности ребенка;
-
целенаправленно работает с нарушениями сенсорного восприятия (нарушения реагирования на звук, свет, речевые нарушения с сенсорным компонентом, сложности выполнения определенных произвольных движений).
Таким образом, для повышения школьной успеваемости родителям детей с дислексией и дисграфией необходимо:
1. Обратиться к узкопрофильным специалистам: нейролингвисту, логопеду-дефектологу, нейропсихологу. Они помогут диагностировать наличие проблемы и разработать индивидуальный план помощи и поддержки.
2. Сотрудничество с учителем может значительно помочь в повышении школьной успеваемости ребенка. Необходимо обеспечить использование учителем дополнительных материалов и обучения в специальном режиме.
3. Четкий режим занятий будет помогать ребенку сосредоточиться на уроках. Регулярность и постоянство будут способствовать положительному опыту и позволят ребенку справляться со сложностями.
4. Аудиовизуальные подсказки необходимы при обучении письму и чтению, так как позволяют помочь ребенку лучше запомнить правильное произношение слов и их написание.
5. Всестороннее развитие ребенка. Занятия спортом, музыкой, рисованием, театральным искусством и другими видами деятельности повышает уверенность ребенка в себе.
6. Поддержка дома. Дети с дислексией и дисграфией нуждаются в особой домашней обстановке. Родители должны оказывать помощь ребенку с домашними заданиями, принимать активное участие в родительских собраниях и обсуждать с учителем успехи в письме и чтении. Необходимо поощрять ребенка за любые успехи в обучении, поддерживать его самооценку и мотивацию.
Следует отметить, что дислексия и дисграфия могут быть связаны с нарушениями внимания и гиперактивностью. Именно поэтому в коррекции этих расстройств может потребоваться комбинированный подход, включающий не только работу логопеда-дефектолога, нейролингвиста, нейропсихолога, но и психотерапию или даже медикаментозное лечение.
Дислексия и дисграфия создают серьезные трудности для успешной учебы ребенка в школе. Однако, благодаря современным методам диагностики и коррекции, своевременной помощи узкопрофильных специалистов дети с этими расстройствами могут успешно преодолеть трудности в чтении и письме.
В Детской академии речи работает профессиональная команда нейропсихологов, нейролингвистов, логопедов-дефектологов, которые учитывают уникальность каждого ребенка, применяют индивидуальный и тщательно продуманный подход в борьбе с дислексией и дисграфией. Получить консультацию можно по телефону +7 (495) 292-32-60 (г. Москва и СПБ).