Нарушение звукопроизношения: дислалия и ФФНР

Дислалия

Простая дислалия — это нарушение речи, при котором страдает произносительная сторона речи. Ребенок не может произнести ряд сложных звуков. Как правило, это шипящие (Ш, Щ), свистящие (С, З) и сонорные звуки (Р, Л).

В норме шипящие и свистящие звуки должны «встать» до 5 лет, сонорные — до 6 лет. В это время коррекция дислалии происходит быстро и легко. Постановка звука – за 2–3 занятия, а его введение в речь (автоматизация) – за 21 день при интенсивной ежедневной отработке звука дома.дислалия

Иногда дислалия осложняется короткой уздечкой. Некоторые врачи рекомендуют ее подрезать, но по нашей практике, в подавляющем большинстве случае короткую уздечку можно растянуть, используя определенный порядок артикуляционных упражнений в комбинации с логопедическим массажем. Этой задачей занимается логопед.

В ряде случае дислалия является составной частью комбинированных нарушений.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Малышу может быть поставлен диагноз ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Это нарушение затрагивает одновременно и восприятие, и произношение звуков. При этом грамматический строй не страдает, слух в норме и интеллект сохранен.

Фонетико-фонематическое нарушение — это нарушение речи, с которым в основном сталкивались мы сами и наши родители. Это те случаи, когда у ребенка сложности с произнесением трудных согласных, и он не слышит разницы между ними. Так, например, слова «крыса» и «крыша» для него звучат и произносятся одинаково.

В таком случае ФФНР – относительно простой случай для коррекции, поскольку не сопровождается системными нарушениями и не осложнен органически. Тем не менее важно, чтобы ею занимался профессионал.

В особо сложных случаях дети с глубоким фонетико-фонематическим недоразвитием с трудом различают звуки в словах, не могут понять, что слово состоит из звуков и не могут их выделить. Грубое нарушение фонематического слуха существенно осложняет обучение в школе и, как правило, влечет за собой трудности обучения и школьную неуспеваемость.

Способность слышать речевые звуки – такой же навык, как музыкальный слух. Если она не развита, то необходимо сначала создать базу – натренировать этот навык, а после этого уже ставить и автоматизировать требуемые звуки. В противном случае в школе ребенок может столкнуться с проблемами при письме – дисграфией, что скажется на успеваемости. И исправить это будет гораздо сложнее.

Для того, чтобы не допустить таких сложностей, мы рекомендуем:

  • занятия с логопедом 2 раза в неделю (лишь при такой регулярности можно обеспечить стабильную положительную динамику);
  • курс коррекции на логопедическом комплексе БОС — благодаря контролю дыхания и звукопроизношения со стороны компьютера, работа над произносительной стороной речи происходит в разы быстрее. К тому же во время занятия ребенок учится самоконтролю и саморегуляции, развивает и тренирует высшие психические функции и волевые качества. Логопедический комплекс БОС — отличный ответ на многие проблемы, не только связанные с речью.

О том, как поставить ребенку звук «р», и о том, какие с постановкой звука «р» могут возникнуть сложности, можно прочитать в статье наших специалистов логопеда-дефектолога Матус Елены Владимировны и логопеда-дефектолога, нейропсихолога Платовой Александры Владимировны.

итог

%d такие блоггеры, как: