Дисграфия и дислексия: как повысить школьную успеваемость?

Дисграфия и дислексия: как повысить школьную успеваемость?

Ребенок в школе пишет с ошибками или читает медленнее других? Конечно, все дети разные: одни с первого класса быстро читают, правильно и красиво пишут, другие в этом же возрасте испытывают серьезные трудности с чтением и письмом. И скорее всего, это не связано с ленью или индивидуальными способностями малыша. Возможно у вашего ребенка дислексия и дисграфия? Как понять? Каким образом можно повысить школьную успеваемость? Ответы на эти вопросы нам помогут получить специалисты логопедического центра «Детская академия речи».


Для справки!


  • у 10-40% детей диагностируются дислексия и дисграфия;

  • для детей в возрасте четырех-пяти лет «коверканье» слов считается нормой, а дислексия диагностируется после семи лет;

  • дислексия и дисграфия чаще диагностируются у мальчиков;

  • дислексия и дисграфия могут встречаться у детей без сложной органической патологии с сохранным интеллектом, слухом, зрением;

  • в 75% случаев дислексия и дисграфия диагностируются в сочетании друг с другом;

  • эффективность коррекционной работы зависит от своевременности диагностики:

- до начала школьного обучения: в 80-85% случаев ребенок освоит навыки чтения и письма;

- в первом и втором классах: у 70% учеников возможен успех;

- после начала обучения в старших классах: только у 30-40% детей нормализуются навыки чтения и письма. В остальных случаях необходимы длительные курсы коррекционных занятий.

Что такое дислексия и дисграфия?

Дислексия – нарушение способности быстро и правильно читать, понимать и запоминать написанный текст. 

Дисграфия – нарушение письма, сопровождающееся искажением слогов, заменой или перестановкой букв, пропусками, слиянием слов.

Почему возникают дисграфия и дислексия?

В настоящее время ученые и врачи не пришли к единому мнению по поводу причин возникновения дисграфии и дислексии. Однако, многочисленные исследования показывают, что данные нарушения могут быть обусловлены внутренними, в том числе генетическими, и внешними (социальными, окружающими) факторами.

Внутренние факторы:

  • генетические факторы: более высокая предрасположенность у детей, у которых в семье ранее были диагностированы случаи дислексии или дисграфии;

  • неадекватная активация областей головного мозга, отвечающих за обработку языка, плохая координация движений, низкий уровень мелкой и крупной моторики;

  • нарушения развития головного мозга на различных этапах взросления ребенка;

  • латерализация, асимметрия двух полушарий головного мозга;

  • сложности с ориентацией в пространстве;

  • неправильное произношение звуков и слов;

  • патологии, возникающие во время беременности или связанные с травмами плода;

  • неправильно сформированные навыки зрительного анализа;

  • соматические болезни;

  • функциональные нарушения слуха или зрения.


Внешние факторы:

  • низкая психологическая готовность ребенка при раннем обучении письму и чтению;

  • недостаточная стимуляция и развитие мозга ребенка в раннем детстве;

  • низкое качество образовательного процесса в школе;

  • низкий уровень компетентности учителей;

  • недостаточная личностная поддержка;

  • завышенные требования к ребенку;

  • быстрый темп обучения;

  • недостаточная работа над интеллектуальным развитием ребенка;

  • недостаточное количество речевых и социальных контактов.


Кто находится в группе риска по дислексии и дисграфии?

Группа риска по дислексии и дисграфии – это дети, которые:


  • имеют речевые и психоречевые задержки развития.

  • растут в семьях, в которых родители разговаривают на разных языках (двуязычные семьи);

  • пошли в первый класс раньше времени и начали изучать иностранный язык;

  • нечетко произносят звуки с достаточно вялой артикуляцией;

  • не владеют развитой речью и при этом не посещают коррекционные занятия с логопедом;

  • пишут левой рукой;

  • имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности;


Первые симптомы дислексии и дисграфии

Первые симптомы дислексии:

  • «перевернутые слова» при чтении: перестановки букв местами или их пропуск: «мякий» вместо «мягкий», «цевток» вместо «цветок», «крастюля» вместо «кастрюля»;

  • недочитывание слова, пропуск слогов: например, «кури» вместо «курица», «моко» вместо «молоко», «кандаш» вместо «карандаш»;

  • додумывание окончаний слова: «мяч желтая», хотя в тексте «мяч желтый»;

  • длительные попытки вспомнить конкретную букву: ребенок долго не может соотнести написанную букву со звуком;

  • грамматически неверно построенные предложения; 

  • замена букв, схожих визуально или по звучанию;

  • во время чтения ребенок не понимает содержание предложений, кто и что сделал, каким был описанный объект и так далее;

  • снижение скорости чтения;

  • угадывающее чтение.

Первые симптомы дисграфии:

  • пропуск букв, гласных, согласных: «кш» вместо «каша», «ыба» вместо «рыба»;

  • недописывание слов: вместо «мягкий» будет «мягк»;

  • ошибки в согласованиях слов;

  • замены букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки (б-п, с-ш, о-у и др.);

  • трудности обозначения оптически и графически сходных букв (п-т, б-д, и-у и др.);

  • зеркальное письмо;

  • грамматические ошибки;

  • отсутствие границ слова и предложения.


Какими могут быть последствия дисграфии и дислексии?

Возможные последствия дисграфии и дислексии:

  • затруднения в использовании чтения и письма для освоения всех школьных предметов, предполагающих работу с текстовым материалом;

  • нарушение процесса регуляции деятельности;

  • нарушения восприятия, памяти, внимания;

  • снижение мотивации, школьной адаптации и социализации;

  • снижение школьной успеваемости.


Как повысить школьную успеваемость при дислексии и дисграфии?

Дислексия и дисграфия не проходят сами собой и не устраняются за счет применения обычных педагогических методик. Детям с нарушениями чтения и письма необходима специальная коррекционная помощь. 

Многолетний опыт логопедического центра «Детская академия речи» позволяет сделать вывод о том, что для повышения успеваемости в школе детей с дислексией и дисграфией необходима комплексная работа, включающая коррекционные занятия с:

  • нейролингвистом;

  • логопедом-дефектологом;

  • нейропсихологом.

Занятия с нейролингвистом

Нейролингвистика – современная наука, находящаяся на стыке неврологии, психологии и лингвистики. Нейролингвист:

  • изучает речевые механизмы и помогает ребенку развить важные для школьного обучения качества, такие как внимательность, сосредоточенность, интерес и мотивация к учебе;

  • учит ребенка учиться;

  • выясняет, как и с помощью каких внутренних ресурсов мозг ребенка успешно усваивает поступающую информацию;

  • улучшает душевное и психологическое состояние ребенка через улучшение навыков чтения и письма;

  • на коррекционных занятиях формирует у ребенка навыки письма и чтения, почерк, объем слуховой и зрительной памяти, умение подмечать и исправлять ошибки.

Занятия с логопедом-дефектологом

Логопед-дефектолог осуществляет коррекцию познавательной и речевой сферы ребенка:

  • выстраивает индивидуальный план работы с каждым ребенком;
  • корректирует звукопроизношение ребенка, используя игры и пособия, направленные на развитие памяти, внимания, мышления.

Занятия с нейропсихологом

Нейропсихологическая работа направлена на перестройку и компенсацию нарушенных функций мозга, посредством которых обеспечивается регуляция разных видов деятельности и поведения ребенка с дислексией и дисграфией.

Нейропсихолог:

  • определяет, каким образом работает мозг ребенка, как организованы психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, моторика);

  • помогает выявить особенности развития ребенка и причины возможных трудностей в поведении и учебе;

  • составляет индивидуальную программу нейропсихологической помощи ребенку;

  • проводит тренировки зрительной и слуховой памяти, по развитию пространственного мышления, тренировки координации движений, по улучшению концентрации внимания, тренировки логического мышления;

  • использует компьютерные программы, специально разработанные для коррекции дислексии и дисграфии;

  • комплексно воздействует на двигательные функции и когнитивные способности ребенка;

  • целенаправленно работает с нарушениями сенсорного восприятия (нарушения реагирования на звук, свет, речевые нарушения с сенсорным компонентом, сложности выполнения определенных произвольных движений).


Таким образом, для повышения школьной успеваемости родителям детей с дислексией и дисграфией необходимо:

1. Обратиться к узкопрофильным специалистам: нейролингвисту, логопеду-дефектологу, нейропсихологу. Они помогут диагностировать наличие проблемы и разработать индивидуальный план помощи и поддержки.

2. Сотрудничество с учителем может значительно помочь в повышении школьной успеваемости ребенка. Необходимо обеспечить использование учителем дополнительных материалов и обучения в специальном режиме.

3. Четкий режим занятий будет помогать ребенку сосредоточиться на уроках. Регулярность и постоянство будут способствовать положительному опыту и позволят ребенку справляться со сложностями.

4. Аудиовизуальные подсказки необходимы при обучении письму и чтению, так как позволяют помочь ребенку лучше запомнить правильное произношение слов и их написание.

5. Всестороннее развитие ребенка. Занятия спортом, музыкой, рисованием, театральным искусством и другими видами деятельности повышает уверенность ребенка в себе.

6. Поддержка дома. Дети с дислексией и дисграфией нуждаются в особой домашней обстановке. Родители должны оказывать помощь ребенку с домашними заданиями, принимать активное участие в родительских собраниях и обсуждать с учителем успехи в письме и чтении. Необходимо поощрять ребенка за любые успехи в обучении, поддерживать его самооценку и мотивацию.

Следует отметить, что дислексия и дисграфия могут быть связаны с нарушениями внимания и гиперактивностью. Именно поэтому в коррекции этих расстройств может потребоваться комбинированный подход, включающий не только работу логопеда-дефектолога, нейролингвиста, нейропсихолога, но и психотерапию или даже медикаментозное лечение.

Дислексия и дисграфия создают серьезные трудности для успешной учебы ребенка в школе. Однако, благодаря современным методам диагностики и коррекции, своевременной помощи узкопрофильных специалистов дети с этими расстройствами могут успешно преодолеть трудности в чтении и письме.

В Детской академии речи работает профессиональная команда нейропсихологов, нейролингвистов, логопедов-дефектологов, которые учитывают уникальность каждого ребенка, применяют индивидуальный и тщательно продуманный подход в борьбе с дислексией и дисграфией. Получить консультацию можно по телефону  +7 (495) 292-32-60 (г. Москва и СПБ).




Заказать консультацию


ФИО *
Это поле обязательно для заполнения
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Текст сообщения
Это поле обязательно для заполнения
Введите символы, изображённые на картинке: *
Введён неправильный защитный код.
Необходимо ваше согласие на обработку персональных данных