1.Читаем по слогам.
Что проверяем: сформированность послогового чтения.
Материал: написать слова через дефис между слогами (не более трех слогов):
КО-РО-ВА
А-ИСТ
МИ-ШКА
У-ТКА
Задание: просим ребенка прочитать слово по слогам (1-2 раза), после чего просим назвать слово, которое только что им было прочитано.
Результат: ребенок должен уметь мысленно соотносить отдельные прочитанные слоги со словом (понимать значение прочитанного по слогам слова).
2.Определяем звуки.
Что проверяем: зрелость фонематического слуха и навык звукового анализа.
Материал: слова «апельсин», «пирамида», «утка», «слон», «краски» и т.п.
А) Определяем первый и последний звук в слове:
Задание: произносим ребенку по одному предложенные слова. Просим назвать первый и последний звук в слове.
Результат: ребенок должен уметь вычленять первый и последний звуки в слове и не путать со слогами (не должен называть слоги вместо звуков).
АПЕЛЬСИН -> [а]
ПИРАМИДА -> [п’] (допустимо [п])
УТКА -> [а]
СЛОН-> [н]
Б) Определяем место заданного звука в слове:
Задание: произносим ребенку слова с заданным звуком, занимающем разные позиции в слове, и просим ребенка сказать, где находится этот звук.
«Где живет звук [а] в слове УТКА, КРАСКИ, АПЕЛЬСИН?»
Результат: ребенок должен безошибочно определять позицию звука в слове (конец, середина, начало).
В) Проверяем умение дифференцировать гласные и согласные звуков.
Задание:
- просим ребенка объяснить разницу между гласными и согласными звуками.
- На примере любого согласного звука демонстрируем и объясняем ребенку разницу между твердым и мягким звуками (например, [м], [м’]), а затем просим ребенка то же самое проделать самостоятельно на примере другого звука: «звук [д] – твердый или мягкий? Преврати его в мягкий».
- На примере пары согласных звуком (например, [д] и [т]) объясняем ребенку разницу между звонкими и глухими звуками (при наложении ладони на горло и произнесении звонкого звука ребенок должен почувствовать вибрацию в горле).
Результат: ребенок должен понимать и уметь сформулировать разницу между гласными (поются, тянутся и т.д.) и согласными звуками. Ребенок (после объяснения) должен уметь дифференцировать согласные звуки по твердости/мягкости, звонкости/глухости.
3.Составляем рассказ по серии картинок.
Что проверяем: сформированность связной речи.
Материал: карточки с любой серией сюжетных картинок.
Задание: попросить ребенка придумать рассказ по сюжетным картинкам, разложить картинки согласно логике рассказа и пересказать.
Результат: ребенок должен придумать, в каком порядке разложить картинки (не обязательно в том, в котором разложили бы вы), и рассказать, что на них происходит. У ребенка должен получиться связный рассказ.
Вариант: «Жили-были два козлика, пошли они однажды по мостику, с разных сторон друг к другу, столкнулись на мосту, и никто не хотел уступать дорогу», – говорит о том, что у ребенка сформирован навык составления связного рассказа.
Вариант: «Вот козлята. Ну, тут они идут. Вот столкнулись», – говорит о том, что навык не сформирован.
4.Отгадываем и загадываем загадки.
Что проверяем: логическое мышление (мыслительные операции, операции анализа), образное мышление, умение выделять характерные (определяющие) признаки предмета.
Материал: карточки с объектами (например, животные).
Задание: загадываем ребенку простые загадки. Например: Сидит девица в темнице, коса на улице.
Также просим ребенка составить загадку самостоятельно по образцу. Например, прячем от ребенка картинку и описываем животное на картинке по характерным признакам (домашнее животное, покрыто кудрявой шерстью, с витыми рогами, копытами, говорит «б-е-е-е-е-е»). Просим отгадать.
Затем предлагаем ребенку спрятать картинку и описать (загадать) вам животное по характерным признакам. Например: Рыжая, с большим пушистым хвостом, хитрая (ответ: лиса).
Результат: ребенок должен отгадывать простые загадки (можно задавать наводящие вопросы, уметь выделять характерные признаки предмета/объекта и самостоятельно в соответствии с образцом придумывать загадки).
5.Называем одним словом. Выделяем лишнее.
Что проверяем: умение классифицировать и исключать лишнее понятие.
Материал: карточки с изображениями (как минимум, два-три смысловых ряда).
Задание: раскладываем перед ребенком карточки, например, с домашними животными.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Просим назвать каждое животное. Просим дать всем карточкам общее название («животные» или лучше «домашние животные»).
Раскладываем перед ребенком карточки, среди которых одна берется из другого смыслового ряда.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Просим ребенка убрать лишнюю карточку и объяснить свой выбор.
Результат: ребенок должен уметь классифицировать предметы/объекты по общему признаку, вычленять лишнее.
6.Считаем. Соотносим по цвету, форме, размеру.
Что проверяем: сформированность элементарных математических представлений.
Материал: бумага, карандаш или любые геометрические фигуры разного размера (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); коробка цветных карандашей (не менее 12 цветов); цифры.
А) Определение сформированности сенсорных эталонов (форма, величина, цвет). Выявление умения сравнивать предметы по разным параметрам.
Задание: показываем ребенку и просим назвать разные фигуры.
Рисуем или показываем ребенку фигуры (предметы), которые можно сравнить по какому-либо признаку:
Большой/маленький
Широкий/узкий
Высокий/низкий
Толстый/тонкий
Затем показываем ребенку 12 карандашей и просим назвать цвета и оттенки.
Результат: ребенок должен знать названия основных геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник), должен уметь сравнивать предметы/объекты по заданному признаку. Должен знать название основных цветов и оттенков.
Б) Знание цифр и определение количества.
Задание: раскладываем перед ребенком карточки с цифрами или пишем цифры от руки (не по порядку!) и просим их назвать. Далее предлагаем ребенку положить под определенной цифрой соответствующее ей количество предметов/фигур.
Результат: ребенок должен знать и называть цифры, а также соотносить их с количеством, которое они обозначают.
В) Арифметические вычисления (сложение и вычитание в пределах десятка).
Задание: предлагаем ребенку решить элементарные примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах одного десятка (важно: слагаемое или вычитаемое не должны быть больше трех). Например:
2 – 1
2 + 3
Результат: ребенок должен правильно решать простые примеры на сложение и вычитание в пределах десятка.
7.Штрихуем, обводим.
Что проверяем: сформированность графомоторной координации.
Материал: бумага, карандаш.
Задание: рисуем на листе бумаги различные фигуры и просим ребенка заштриховать по заданному образцу (вертикальными, горизонтальными или наклонными линиями).
Далее рисуем фигуры пунктиром и просим ребенка обвести фигуру по заданному пунктиром контуру.
Результат: ребенок должен уметь правильно держать карандаш, аккуратно заштриховывать и обводить фигуру, не выходя за границы контура и не отрывая руки.
8.Запоминаем предметы и стихи.
Что проверяем: сформированность зрительной и слуховой памяти.
Материал: 7-8 (до 10) различных небольших предметов или предметных картинок.
А) Проверяем зрительную память.
Задание: раскладываем на столе перед ребенком 7-8 предметов (или картинок), предлагаем ему на них внимательно посмотреть и запомнить (не называя предметов вслух!). Просим ребенка отвернуться и в это время убираем со стола 2-3 фигурки. Просим ребенка обернуться и назвать фигурки, которых не хватает.
Результат: ребенок должен запоминать фигурки и правильно называть те, которые были убраны.
В) Проверяем слуховую память.
Задание: читаем ребенку 2-3 раза любое просто четверостишие (не должно содержать слов, значения которых ребенку не известны). Например:
На заборе валенки
Вверх ногами сохли,
Потому что валенки
Вниз ногами мокли.
Результат: ребенок должен запомнить стишок и прочитать его (допускается 1-2 подсказки, максимум).
Подробнее о том, как проверить готовность ребенка к школе, рассказывает нейролингвист, дефектолог-психолог, логопед-дефектолог «Детской академии речи» Наталия Михайловна Шмагина.
Другие советы и рекомендации специалистов Детской академии речи вы можете найти в разделе «Материалы для родителей»!