Тест на готовность к первому классу

1.Читаем по слогам.

Что проверяем: сформированность послогового чтения.

Материал: написать слова через дефис между слогами (не более трех слогов):

КО-РО-ВА

А-ИСТ

МИ-ШКА

У-ТКА

Задание: просим ребенка прочитать слово по слогам (1-2 раза), после чего просим назвать слово, которое только что им было прочитано.

Результат: ребенок должен уметь мысленно соотносить отдельные прочитанные слоги со словом (понимать значение прочитанного по слогам слова).
 

2.Определяем звуки.

Что проверяем: зрелость фонематического слуха и навык звукового анализа.

Материал: слова «апельсин», «пирамида», «утка», «слон», «краски» и т.п.

А) Определяем первый и последний звук в слове:

Задание: произносим ребенку по одному предложенные слова. Просим назвать первый и последний звук в слове.

Результат: ребенок должен уметь вычленять первый и последний звуки в слове и не путать со слогами (не должен называть слоги вместо звуков).

АПЕЛЬСИН -> [а]

ПИРАМИДА -> [п’] (допустимо [п])

УТКА -> [а]

СЛОН-> [н]

Б) Определяем место заданного звука в слове:

Задание: произносим ребенку слова с заданным звуком, занимающем разные позиции в слове, и просим ребенка сказать, где находится этот звук.

«Где живет звук [а] в слове УТКА, КРАСКИ, АПЕЛЬСИН?»

Результат: ребенок должен безошибочно определять позицию звука в слове (конец, середина, начало).

В) Проверяем умение дифференцировать гласные и согласные звуков.

Задание:

  • просим ребенка объяснить разницу между гласными и согласными звуками.
  • На примере любого согласного звука демонстрируем и объясняем ребенку разницу между твердым и мягким звуками (например, [м], [м’]), а затем просим ребенка то же самое проделать самостоятельно на примере другого звука: «звук [д] – твердый или мягкий? Преврати его в мягкий».
  • На примере пары согласных звуком (например, [д] и [т]) объясняем ребенку разницу между звонкими и глухими звуками (при наложении ладони на горло и произнесении звонкого звука ребенок должен почувствовать вибрацию в горле).

Результат: ребенок должен понимать и уметь сформулировать разницу между гласными (поются, тянутся и т.д.) и согласными звуками. Ребенок (после объяснения) должен уметь дифференцировать согласные звуки по твердости/мягкости, звонкости/глухости.
 

3.Составляем рассказ по серии картинок.

Что проверяем: сформированность связной речи.

Материал: карточки с любой серией сюжетных картинок.

Тест на готовность к первому классу

Задание: попросить ребенка придумать рассказ по сюжетным картинкам, разложить картинки согласно логике рассказа и пересказать.

Результат: ребенок должен придумать, в каком порядке разложить картинки (не обязательно в том, в котором разложили бы вы), и рассказать, что на них происходит. У ребенка должен получиться связный рассказ.

Вариант: «Жили-были два козлика, пошли они однажды по мостику, с разных сторон друг к другу, столкнулись на мосту, и никто не хотел уступать дорогу», – говорит о том, что у ребенка сформирован навык составления связного рассказа.

Вариант: «Вот козлята. Ну, тут они идут. Вот столкнулись», – говорит о том, что навык не сформирован.
 

4.Отгадываем и загадываем загадки.

Что проверяем: логическое мышление (мыслительные операции, операции анализа), образное мышление, умение выделять характерные (определяющие) признаки предмета.

Материал: карточки с объектами (например, животные).

Задание: загадываем ребенку простые загадки. Например: Сидит девица в темнице, коса на улице.

Также просим ребенка составить загадку самостоятельно по образцу. Например, прячем от ребенка картинку и описываем животное на картинке по характерным признакам (домашнее животное, покрыто кудрявой шерстью, с витыми рогами, копытами, говорит «б-е-е-е-е-е»). Просим отгадать.

Тест на готовность к первому классу

Затем предлагаем ребенку спрятать картинку и описать (загадать) вам животное по характерным признакам. Например: Рыжая, с большим пушистым хвостом, хитрая (ответ: лиса).

Тест на готовность к первому классу

Результат: ребенок должен отгадывать простые загадки (можно задавать наводящие вопросы, уметь выделять характерные признаки предмета/объекта и самостоятельно в соответствии с образцом придумывать загадки).

5.Называем одним словом. Выделяем лишнее.

Что проверяем: умение классифицировать и исключать лишнее понятие.

Материал: карточки с изображениями (как минимум, два-три смысловых ряда).

Задание: раскладываем перед ребенком карточки, например, с домашними животными.

Тест на готовность к первому классу Тест на готовность к первому классу
Тест на готовность к первому классу Тест на готовность к первому классу

Просим назвать каждое животное. Просим дать всем карточкам общее название («животные» или лучше «домашние животные»).

Раскладываем перед ребенком карточки, среди которых одна берется из другого смыслового ряда.

Тест на готовность к первому классу htmlimage10
Тест на готовность к первому классу Тест на готовность к первому классу

Просим ребенка убрать лишнюю карточку и объяснить свой выбор.

Результат: ребенок должен уметь классифицировать предметы/объекты по общему признаку, вычленять лишнее.
 

6.Считаем. Соотносим по цвету, форме, размеру.

Что проверяем: сформированность элементарных математических представлений.

Материал: бумага, карандаш или любые геометрические фигуры разного размера (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); коробка цветных карандашей (не менее 12 цветов); цифры.

А) Определение сформированности сенсорных эталонов (форма, величина, цвет). Выявление умения сравнивать предметы по разным параметрам.

Задание: показываем ребенку и просим назвать разные фигуры.
Тест на готовность к первому классу

Рисуем или показываем ребенку фигуры (предметы), которые можно сравнить по какому-либо признаку:

Большой/маленький

Широкий/узкий

Высокий/низкий

Толстый/тонкий

Затем показываем ребенку 12 карандашей и просим назвать цвета и оттенки.

Результат: ребенок должен знать названия основных геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник), должен уметь сравнивать предметы/объекты по заданному признаку. Должен знать название основных цветов и оттенков.

Б) Знание цифр и определение количества.

Задание: раскладываем перед ребенком карточки с цифрами или пишем цифры от руки (не по порядку!) и просим их назвать. Далее предлагаем ребенку положить под определенной цифрой соответствующее ей количество предметов/фигур.

Результат: ребенок должен знать и называть цифры, а также соотносить их с количеством, которое они обозначают.

В) Арифметические вычисления (сложение и вычитание в пределах десятка).

Задание: предлагаем ребенку решить элементарные примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах одного десятка (важно: слагаемое или вычитаемое не должны быть больше трех). Например:

2 – 1

2 + 3

Результат: ребенок должен правильно решать простые примеры на сложение и вычитание в пределах десятка.
 

7.Штрихуем, обводим.

Что проверяем: сформированность графомоторной координации.

Материал: бумага, карандаш.

Задание: рисуем на листе бумаги различные фигуры и просим ребенка заштриховать по заданному образцу (вертикальными, горизонтальными или наклонными линиями).

Далее рисуем фигуры пунктиром и просим ребенка обвести фигуру по заданному пунктиром контуру.

Результат: ребенок должен уметь правильно держать карандаш, аккуратно заштриховывать и обводить фигуру, не выходя за границы контура и не отрывая руки.

8.Запоминаем предметы и стихи.

Что проверяем: сформированность зрительной и слуховой памяти.

Материал: 7-8 (до 10) различных небольших предметов или предметных картинок.

А) Проверяем зрительную память.

Задание: раскладываем на столе перед ребенком 7-8 предметов (или картинок), предлагаем ему на них внимательно посмотреть и запомнить (не называя предметов вслух!). Просим ребенка отвернуться и в это время убираем со стола 2-3 фигурки. Просим ребенка обернуться и назвать фигурки, которых не хватает.

Результат: ребенок должен запоминать фигурки и правильно называть те, которые были убраны.

В) Проверяем слуховую память.

Задание: читаем ребенку 2-3 раза любое просто четверостишие (не должно содержать слов, значения которых ребенку не известны). Например:

На заборе валенки

Вверх ногами сохли,

Потому что валенки

Вниз ногами мокли.

Результат: ребенок должен запомнить стишок и прочитать его (допускается 1-2 подсказки, максимум).
 

Записаться на курс-интенсив “Подготовка к школе”

 
Подробнее о том, как проверить готовность ребенка к школе, рассказывает нейролингвист, дефектолог-психолог, логопед-дефектолог «Детской академии речи» Наталия Михайловна Шмагина.

Другие советы и рекомендации специалистов Детской академии речи вы можете найти в разделе “Материалы для родителей”!