Развитие речи у неговорящих детей
Согласно статистике 20% семей с детьми до 3 лет сталкиваются с диагнозами: задержка речевого развития (ЗРР), задержка психического развития (ЗПР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР). Все эти нарушения объединяет одно — недостаточное развитие речи у детей.
Развитие речи — важная часть процесса интеллектуального развития ребенка, которое помогает ему выражать свои желания и потребности, общаться, учиться и узнавать что-то новое.
Согласно статистике, 20% семей с детьми до 3 лет сталкиваются с диагнозами: задержка речевого развития (ЗРР), задержка психического развития (ЗПР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР). Все эти нарушения объединяет одно — недостаточное развитие речи у детей.
Развитие речи — важная часть процесса интеллектуального развития ребенка, которое помогает ему выражать свои желания и потребности, общаться, учиться и узнавать что-то новое. Речевое развитие напрямую зависит от моторного развития. Доказано, что при активном развитии моторики у ребенка развивается речь. Это связано с тем, что центры мозга, отвечающие за движения пальцев, находятся рядом с речевыми центрами. Так, в норме, в возрасте 3 месяцев ребенок активно следит за движущейся игрушкой, пытается захватывать ее, сцепляет руки в «замок», сопровождая это поворотами головы, улыбкой и активным гулением в ответ на ласковый голос родителей. В 2 года ребенок проявляет интерес к мелким игрушкам, использует фразу из 2-3 слов: «мама, дай», «я хочу это». Рамки развития речи достаточно гибкие.
Бывает, что ребенок мало говорит, в том числе родители часто опираются на то, что кто-то из родственников заговорил поздно, а значит и сейчас ребенок заговорит сам. Однако подобный факт может указывать на предрасположенность к задержке речи. Важно знать, что от поколения к поколению ЗРР носит все более тяжелые формы. А если родители помимо задержки речи отмечают особенности в поведении ребенка, то это может свидетельствовать о расстройстве аутистического спектра. Если семья столкнулась с задержкой речи у ребенка, то ждать до 5 лет очень опасно. В норме к этому возрасту развернутая речь уже должна быть сформирована, а значит и зоны мозга, отвечающие за речь тоже. Чем раньше семья обратится к специалистам, тем больше возможность помочь ребенку в освоении речи и предотвратить дальнейшие проблемы.
В 2012 году российская компания Детская академия речи разработала и запатентовала программу «Запуск речи». Программа предполагала ежедневные занятия с неговорящими детьми под наблюдением речевого невролога с логопедом-дефектологом и нейропсихологом в течение 3-4 недель. По результатам диагностики специалисты выстраивают индивидуальный коррекционный план для ребенка. Логопед-дефектолог развивает слуховое внимание и фонематический слух ребенка, учит его новым словам, обучает произносить новые звуки, оречевлять свои потребности и поддерживать диалог. Если у ребенка недостаточно развита артикуляционная моторика, выполняет логомассаж. Нейропсихолог занимается моторным развитием ребенка, уделяет особое внимание развитию мелкой моторики, которая стимулирует развитие речи, развитию координации и навыкам ориентировки в собственном теле и во внешнем пространстве, использует методы сенсорной интеграции и проводит занятия на оборудовании Balametrics. При необходимости подключает занятия с коррекционным комплексом Тимокко. Ребенок учится показывать различные части тела по просьбе взрослого, учится дифференцировать и называть свои эмоции, становится более ловким и внимательным.
Результаты от прохождения программы оказались ошеломительными и произвели большое впечатление на специалистов и родителей, дети которых стали первопроходцами. Далее все логопедические центры ввели подобную программу в свое «меню». Но, многие пренебрегли наблюдением речевого невролога. Причин у задержки речевого развития может быть множество. Нужно верно определить суть возникшей трудности. Доктор может назначить сдачу анализов, по их результатам точно определить причину, обозначить верный курс работы с ребенком, назначить медикаментозную поддержку и корректировать ее, при прохождении ребенком программы. Роль врача и комплексного подхода нельзя преуменьшать в таких серьезных делах, как развитие и будущая жизнь ребенка.
Открытия Детской академии речи на этом не закончились. В сотрудничестве с медицинскими работниками было решено сократить прохождение программы до 2 недель. Для сохранения качества оказания помощи к наблюдению речевого невролога, регулярным занятиям с нейропсихологом и логопедом-дефектологом были добавлены массаж и методы физиотерапии. Такие как метод ТОМАТИС, транскраниальная магнитная стимуляция, биоакустическая коррекция, транскраниальная микрополяризация, чреснокожная электростимуляция и др. Процедуры, в зависимости от имеющихся трудностей у ребенка и результатов анализов, продолжили назначать квалифицированные доктора. Результат не заставил ждать. Качество сохранилось. Дети преодолевают речевые трудности. Программа учитывает современный ритм, занятость родителей, трудности получения помощи в провинциальных городах, а также необходимость быстрого достижения результата, чтобы «не упустить» определенный речевой этап. Программа трудоемка, требует наличия медицинской лицензии и дает максимальные результаты.
Рассмотрев проблему, ее аспекты и пути решения важно подчеркнуть, что проблема речевого развития является распространенной, при этом достаточно серьезной. При встрече с ней или заметив первые «звоночки» семье просто необходимо обратиться за квалифицированной помощью. Специалисты помогут верно определить причину, составить коррекционный план, подобрать правильное лечение и в короткие сроки справиться с возникшими трудностями.
Получить подробную консультацию вы можете в наших центрах Детской академии речи