Ребёнок мало говорит. Когда пора к логопеду?
Во многих семьях с детьми однажды возникает вопрос: «Всё ли в порядке с развитием речи ребёнка или нужны занятия с логопедом?».
Самостоятельно разобраться в этом вопросе сложно: в интернете много противоречивой информации, врачи часто затрудняются дать родителям конкретный ответ, есть ли у ребенка нарушение речи в раннем возрасте. Поэтому одни родители откладывают визит к логопеду до 5 лет, чтобы начать коррекцию речевых нарушений перед школой. Другие полагают, что речевые проблемы пройдут у ребёнка самостоятельно и ребенок самостоятельно дойдет до речевой возрастной нормы. Третьи обращаются к логопеду очень рано, чтобы проконтролировать процесс развития речи ребёнка с самого начала.
Кто из них прав?
Во многих семьях с детьми однажды возникает вопрос: «Всё ли в порядке с развитием речи ребёнка или нужны занятия с логопедом?». Самостоятельно разобраться в этом вопросе сложно: в интернете много противоречивой информации, врачи часто затрудняются дать родителям конкретный ответ есть ли у ребенка нарушение речи в раннем возрасте. Поэтому одни родители откладывают визит к логопеду до 5 лет, чтобы начать коррекцию речевых нарушений перед школой. Другие полагают, что речевые проблемы пройдут у ребёнка самостоятельно и ребенок самостоятельно дойдет до речевой возрастной нормы. Третьи обращаются к логопеду очень рано, чтобы проконтролировать процесс развития речи ребёнка с самого начала. Кто из них прав?
Речь – это не только звуки!
Важно понимать, что нарушения речи не ограничиваются неправильным звукопроизношением. Слабая речевая активность, бедный словарный запас, трудности в усвоении обобщающих слов или слов с переносным значением, а также построении грамотных фраз и связных высказываний – всё это так же может свидетельствовать о нарушении речевого развития.
Что делать? Как определить, всё ли в порядке?
В норме речь развивается плавно, но существуют возрастные границы нормы. Для каждого возраста предъявляются свои требования к уровню развития речи. В раннем возрасте решающее значение будет иметь количество слов в словарном запасе и понимание обращённой речи, а также активная и понятная фразовая речь.
- Ребёнку 1 год: смотрит в глаза, обращается к взрослому с просьбой, приветствует и прощается соответствующими словами и жестами, во время игры активно использует звукоподражания («мяу», «ав-ав», «му» и др.) и отдельные слоги, произносит 10-12 простых обиходных слов, способен найти знакомый предмет по просьбе.
Именно к концу первого года жизни речь становится главным средством общения и коммуникации ребёнка. Если ребенок в год не говорит, не сопровождает игру эмоциональными междометиями и звукоподражаниями, произносит менее 10 слов — стоит пройти диагностику у логопеда.
- Ребёнку 2 года: произносит 200-300 слов, включая местоимения и наречия «тут-там», называет действия в своей игре, использует много простых фраз из 2-3 слов («я хочу кушать», «смотри, киса»), выполняет просьбу из двух действий, различает похожие слова («усы-уши»).
Следует обратиться за консультацией, если двухлетний ребенок мало говорит, общается и сопровождает игру только отдельными звуками и слогами, понимает просьбу после нескольких повторений.
- Ребенку 3 года: использует 500-1000 слов, общается понятными фразами из 3-4 слов, активно задает вопросы «почему?», рассказывает о своей игре, понимает вопросы косвенных падежей в конкретной ситуации («чем ты рисуешь?»). Все это является вариантом возрастной речевой нормы.
Если в 3 года ребёнок общается отдельными словами или только фразой из 2 слов, произносит только один слог слова, не может рассказать, во что играет – это также является поводом начать занятия по развитию речи.
Нарушения звукопроизношения, искажения сложных слов в этом возрасте допустимы. Основной задачей логопеда-дефектолога в этот период является преодоление задержки речевого развития. Логопедическая работа с ребёнком 1,5 или 2 лет будет направлена на повышение речевой активности, расширение словарного запаса, построение правильной фразы, развитие понимание речи. Разумеется, произношению специалист тоже уделит внимание, но во вторую очередь и с учётом возрастных норм: в 1-2 года формируются звуки раннего онтогенеза (А, О, Э, П, Б, М), в 2-3 — звуки среднего онтогенеза (И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й). Постепенное появление звуков позднего онтогенеза ожидается после 3,5 лет, повышаются требования к качеству и разборчивости речи.
- В речи ребёнка 4 лет уже 1500-2000 слов, он правильно произносит почти все звуки (может искажать или заменять Ш, Ж, Р-Рь, Л-Ль), почти не переставляет слоги в словах, общается длинными сложносочиненными или сложноподчиненными предложениями, может составить понятный короткий рассказ о том, что делал в детском саду, понимает отвлеченные вопросы.
Если в 4 года ребёнок неправильно произносит звуки С, З, Ц, заменяет Ль на Й, общается только простой фразой и не может составить короткий рассказ, или его речь непонятна для окружающих, необходимо обратиться за помощью к логопеду. В этом возрасте уже можно заниматься постановкой звуков С, З, Ц, Ль, но стоит повременить с шипящими и Л-Р.
- В 5 лет речь почти полностью сформирована. Ребёнок использует все части речи, обобщающие понятия («одежда», «транспорт» и др.), может назвать первый и последний звуки в слове, правильно согласовывает слова, составляет развернутый рассказ с соблюдением последовательности событий, но еще допускает редкие грамматические ошибки и может неправильно произносить сложные звуки Л и Р.
По достижении ребенком 5 лет многие родители уже задумываются о посещении занятий по развитию речи, чтобы успеть исправить все недочёты к школе. Если ребёнок в 5 лет с трудом подбирает слова при составлении рассказа, допускает в речи много грамматических ошибок, неправильно произносит многие звуки – пора к логопеду.
- Сензитивный период для развития речи завершается в 6 лет. В этом возрасте речь ребёнка соответствует речи взрослого. Словарный запас ещё ограничен естественными возрастными рамками, но грамматические средства языка полностью усвоены.
К логопеду_нельзя_ждать – где поставить запятую?
К сожалению, быстро «перепрыгнуть» с одного этапа речевого развития на другой невозможно. Вне зависимости от возраста ребёнка, его речь всё равно должна пройти все упущенные периоды: от слогов-звукоподражаний к словам, от слов к фразе и от фразы к связному высказыванию. И чем старше становится ребёнок, тем меньше времени на это остаётся. У неговорящего ребёнка 3 лет задержка развития речи будет составлять уже несколько эпикризных сроков, самостоятельное преодоление такого отставания становится маловероятным. И даже в этом случае — последствия задержки никуда не уйдут, над ними придётся работать в дальнейшем.
Речь ребенка влияет на его общее развитие и становление личности в целом. Поэтому при любых намёках на отступление от нормы лучше не ждать чуда, а пройти диагностику у логопеда-дефектолога. Специалист поможет разобраться: даст рекомендации по общению с ребёнком и подскажет, что делать дальше.
Избавиться от этих проблем будет значительно труднее, если своевременно не обратиться к специалисту.
ВАЖНО ПОНИМАТЬ, если речь ребенка не развивается вовремя, значит, нужна помощь. И делать это надо как можно скорее, не дожидаясь 3-5 лет.
Чем младше ребёнок, тем быстрее и эффективнее пройдёт коррекция.
Получить подробную консультацию вы можете в наших центрах Детской академии речи
или по т. +7 (495) 230-54-90